Дети способны на многое
Многие родители задаются вопросами: «Как помочь ребенку раскрыть свой потенциал? Есть ли способности у моего ребенка? Как не упустить возможности для его развития?».
Способности есть у всех, но они не всегда очевидны. Порой непросто родителям понять, в каком направлении развивать ребенка и, как быть в том случае, если ребенка совсем ничего не занимает.
Самое первое и главное, что могут сделать родители, – это внимательно присматриваться к своему ребенку и идти ему навстречу, для того чтобы не погасить его исследовательский интерес. Развитие способностей ребенка всегда будет зависеть от того насколько свободно и увлеченно ребенок осваивает окружающий мир. Его способности начинают проявляться, когда пробуждается интерес к миру.
Но что делать, если у ребенка, ни в чем не видно успехов, да и увлечений не наблюдается. Значит ли это, что у него нет способностей? Обычно этот вопрос тревожит многих родителей. Скорее всего, способности просто не раскрыты или не развиты. Дело в том, что порой родители очень узко трактуют понятие способностей, соотнося их всего лишь с умственным развитием ребенка.
Между тем, ученые еще в 1980 году выдвинули теорию множественного интеллекта, согласно которой выделяют 8 типов интеллекта:
- Пространственный связан с визуальным и пространственным восприятием. Его обладатели любят читать и писать, легко решают головоломки, интерпретируют изображения, любят изобразительное искусство.
- Вербальный связан с языками, речью и письмом. Его обладатели хорошо владеют письменной речью, запоминают информацию, любят читать, отличные ораторы, умеют доходчиво объяснить, склонны к юмору.
- Логико-математический связан с аналитическими процессами и математическими операциями. Обладатели этого типа интеллекта любят размышлять над абстрактными идеями, понятиями, проводить научные эксперименты, сложные вычисления.
- Телесно-кинестетический связан с физической активностью, контролем движений. Его обладатели пластичны, имеют хорошую координацию, у них развита моторная память.
- Музыкальный связан с музыкой. Его обладатели легко запоминают песни и мелодии, распознают музыкальные тона, держат ритм.
- Межличностный связан с умением строить отношения. Его обладатели коммуникабельны, способны урегулировать конфликты в группах.
- Внутриличностный связан с самоанализом и рефлексией. Обладатели этого интеллекта хорошо понимают свое эмоциональное состояние и мотивы. Любят анализировать теории и идеи.
- Натуралистический связан с умением находить контакт с природой. Такие люди стремятся ее исследовать.
ДДТ «Юность» им. В.П.Макеева имеет объединения разной направленности, и готов помочь родителям в развитии разнообразных детских способностей. Задача педагогов и родителей - открыть ребенку разные двери: музыка, спорт, естественные науки, прикладное искусство. А дальше он сам решит, в какую из дверей ему войти.
Главное - правильно поддерживать своих детей. Ведь многие родители считают, что способности можно развить любые и записывают ребенка в объединения по своему выбору. Хорошо это или плохо? Тут критерий один – нравится ли это ребенку! Ведь если ребенок не получает удовольствие от занятий, то все бесполезно. Бывает и так, что у ребенка есть способности и интерес, но не хватает усидчивости. Или ребенок за короткий срок еще не понял, получается ли у него что-то, интересно ли это ему. Для таких случаев родителям нужно договариваться с ребенком на определенный срок, как минимум на полгода. То есть мы создаем ребенку условия для занятий, а он занимается в течение полугода. Так ребенок будет учиться отвечать за свои решения и доводить дело до конца. А возможно за это время он увлечется выбранным направлением. В любом случае, занятия будут на пользу ребенку. И даже если особых способностей у него не обнаружится, всё равно полученные знания и умения, так или иначе, пойдут в его актив.
Уважаемые родители, поддерживая и направляя своих детей, вы делаете их жизнь увлекательной, разнообразной и полезной. А педагоги Дома детского творчества «Юность» всегда готовы вам в этом помочь!
Педагог-психолог Павлова И.Е.