Занятие в спортивном объединении «Атлетическая гимнастика» в рамках сетевого взаимодействия между учреждениями
С сентября 2015 года в спортивном объединении «Атлетическая гимнастика» обучаются дети из Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида». Занятия проходят в рамках сетевого взаимодействия между учреждениями.
Атлетическая гимнастика - система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья.
Предметом обучения является двигательная деятельность общеразвивающей направленности. В процессе овладения этой деятельностью совершенствуются не только физические природные данные, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
С учётом этих особенностей предлагаемая программа рекомендована для классов коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушением слухового аппарата, частично или полностью нарушенным слухом.
Актуальность программы для занятий атлетической гимнастикой с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в изменении социальной среды, в которой воспитывается ребенок, расширение круга общения, физических нагрузок, труду, приобщению к здоровому образу жизни и познаний в области физической культуры и спорта.
Данная программа несет в себе не только оздоровительный аспект, но и социально-педагогический, увеличивая устойчивый интерес к занятиям атлетической гимнастикой в сфере дополнительного образования детей через практические, теоретические занятия.
Основы реализации программы
Данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения и охватывает возраст обучающихся от 7 до 18 лет, и рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слухового аппарата).
Количественный состав объединения состоит из учебных групп начальной подготовки, учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования:
- Учебные группы начальной подготовки 1 года обучения – 7 и 11 человек;
Группа обучения делится на подгруппы по физическим и медицинским показателям:
- Реабилитационно-восстановительная (дети, ослабленные здоровьем, без противопоказаний для занятий с отягощением, а также травмированные атлеты)
- Общефизической подготовки (подростки, которые не занимались спортом и отстающие в физическом развитии от своих сверстников).
Учебный план формируется из конкретных условий, набора обучающихся, года обучения, педагогической нагрузки педагога и составляет: 3 часа в неделю - 108 часов в год и, 6 часов в неделю - 216 часов в год.
Основной формой образовательного процесса в секции является учебно-тренировочное занятие, в ходе которого происходит основное усвоение знаний, умений и навыков данного вида спорта. Кроме этого, в секции проводятся:
- Занятия по лекционным материалам, антропометрическим изменениям ежемесячно;
- Воспитательные мероприятия, направленные на сплочение коллектива;
- Спортивные игры;
- Медико-восстановительные мероприятия (тестирование и медицинский контроль);
- Работа по индивидуальным планам.
Целью программы является приобщение к общечеловеческим ценностям и воспитание всесторонне развитой личности с ориентацией на здоровый образ жизни.
Образовательные и воспитательные задачи программы:
- содействовать приобретению знаний в области физической культуры, углубленных знаний отдельных тем и разделов физиологии спорта, биомеханики и методики тренировки атлетической гимнастики посредством факультативных занятий;
- выявить и развивать детей и их возможности;
- развить психические и физические качества, такие как волю и целеустремлённость в достижении поставленной цели, трудолюбие, внимание, быстроту реакции и другие;
- развить способность к самостоятельному планированию своей деятельности;
- развить наблюдательность и самооценку;
- формировать культуру общения, взаимопомощи и ответственности;
- формировать устойчивый интерес, потребность в физической культуре.
Данная программа опирается на принципы гуманистической педагогики, основными из которых являются:
- принцип учёта возрастных особенностей;
- принцип доступности и последовательности;
- принцип научности (на основе современных научных данных);
- принцип индивидуализации;
- принцип актуальности;
- принцип результативности.
Пробуждая интерес к занятиям физической культурой и спортом, у детей с ограниченными возможностями здоровья повышается психологическая устойчивость к повышенным воздействиям внешних факторов – сопротивляемость заболеваниям (повышение иммунитета), снижается агрессивность, закомплексованность, связанная с нарушениями физических данных, выправляется осанка, повышается психомоторика, умение чувствовать свое тело, использовать свои физические данные.
Копытов А.А., педагог дополнительного образования
https://ddt-miass.ru/index.php/2013-10-20-18-29-57/790-zanyatie-v-sportivnom-ob-edinenii-atleticheskaya-gimnastika-v-ramkakh-setevogo-vzaimodejstviya-mezhdu-uchrezhdeniyami#sigFreeId46f5b144b1